Новости ХК «Волга»

СМИ о нас. Александр САВЧЕНКО: "Годы своё не берут"


- Александр Николаевич, с легкой руки Андрея Аршавина фраза «Ваши ожидания - ваши проблемы» стала крылатой. А ваши ожидания от перехода в «Волгу» оправдались?
- Если быть до конца объективным, то мои ожидания оправдались где-то на 50%. Много это или мало? На мой взгляд, неплохо. На протяжении всех пяти лет, что я работаю в Ульяновске, «Волга» прибавляла от сезона к сезону, а чтобы и дальше продолжать поступательное движение наверх, необходимо улучшать как финансовую, так и материально-техническую базу.
- А что не так у нас с материально-технической базой?
- Ульяновск обладает крытой ледовой ареной для хоккея с мячом, и это уже само по себе очень большое дело! Но хотелось бы, чтобы русскому хоккею в «Волга-Спорт-Арене» уделялось больше внимания. Причем сейчас я говорю исключительно за главную и молодежную команды. Вопросы детской хоккейной школы - не в моей компетенции. Кроме того, не все так гладко с обеспечением спортивного инвентаря, с проведением тренировочных сборов. Хотелось бы выйти на качественно иной уровень. Пока же в этих компонентах мы уступаем ведущим командам Суперлиги.
Зачем ты туда едешь?
- Тем не менее, когда ехали в наш город, наверняка нашлись люди, которые отговаривали вас от этой затеи?
- Конечно, приходилось слышать: «Зачем ты туда едешь? Зачем тебе это надо?». Опасения при переходе в новую команду есть всегда, и это нормально. Но если ты профессионал, знаешь свое дело, надо идти и двигаться вперед. Судьба дает тебе вызов, и ты должен его принять. Если, конечно, есть желание.
- С какими главными трудностями столкнулись при переезде в Ульяновск?
- В плане приема, межличностных отношений никаких проблем не было. В Ульяновске меня приняли тепло. Самые большие трудности были с формированием команды. В 2018 году «Волга» была в разобранном состоянии, и ее пришлось собирать чуть ли не крупицам. Но совместно с новым директором «Волги» Маратом Растямовичем Шакуровым мы приняли этот вызов, и по итогам минувшего сезона нам удалось пробиться в шестерку сильнейших команд страны. Что при нашем минимальном финансировании, по меркам Суперлиги, считаю очень хорошим результатом.
- Ни с одной другой командой мастеров вы не работали так долго, как с «Волгой». Успели за это время полюбить наш город?
- Разумеется. Ульяновск с одной стороны большой, а с другой - очень компактный город. Разделенный двумя берегами. Такое ощущение, что на левом берегу один город со своей жизнью, а на правом - другой, со своим ритмом жизни. Поначалу даже удивляло, что в Заволжском районе Ульяновска есть троллейбусы, а в остальных районах таковых нет. Но самое главное, что понравилось - это климат и чистый воздух. В том же Новосибирске, моем родном городе, дышать гораздо тяжелее. И это не только мое мнение. Такой же точки зрения придерживается главный дирижер Ульяновского симфонического оркестра Эдуард Дядюра. Он сам из Москвы, и считает, что столичный воздух не идет ни в какое сравнение с ульяновским.
Любовь к музыке привила жена
- Вы посещаете концерты Ульяновского симфонического оркестра?
- Обязательно, с супругой регулярно. Кстати, именно жена привила мне любовь к симфонической музыке. После нашего с ней знакомства она частенько водила меня на симфонические концерты. Признаться, вначале мне это занятие не доставляло удовольствие. Но чего не сделаешь ради любимой женщины? Но со временем я втянулся и распознал всю прелесть симфонической музыки.
- На тренерском поприще вы уже более 40 лет. Меняются ли ваши мировоззрение, подход к работе?
- В тренерской работе имеются незыблемые постулаты, но со временем тренер в любом случае меняется. Привносить что-то новое, современное Если, конечно, он хочет идти в ногу со временем. Даже за последние десять лет хоккей с мячом довольно сильно поменялся, все больше матчей проходят в крытых аренах. Разумеется, это вносит свои коррективы в работу тренера.
- Профессиональные игровые виды спорта, и хоккей с мячом не исключение, так устроены, что балом правят самые богатые клубы. Как вы относитесь к такой идее, чтобы, например, по завершении чемпионата в каком-то городе проводить, скажем, недельный турнир, в котором силами мерялись бы сборные регионов? То есть команды были составлены исключительно из своих воспитанников, независимо от того, в каких клубах они играют.
- Идея, конечно, интересная, но с точки зрения ее претворения в жизнь - утопическая. Задача такого турнира, я так понимаю, выяснить, чья школа сильнее? Но для этого у нас ежегодно проходят детско-юношеские соревнования, где и так все наглядно. К тому же будут споры, к какой именно школе принадлежит той или иной хоккеист. Да, быть может, он родился в одном городе, занимался там хоккеем с мячом до 16-18 лет, а всю карьеру провел в другом городе. Там же обзавелся семьей. Так за кого ему играть? И я не думаю, что будут большие расхождения в результатах по сравнению с теми, что мы видим в Суперлиге. Как правило, в авангарде нашего хоккея - те клубы, которые имеют свою хорошую школу. За исключением пары-тройки команд. Хотя, повторюсь, сама идея проведения такого турнира интересная. Порассуждать можно, но дальше разговоров дело вряд ли сдвинется.
- Профессия спортсмена, тренера устроена таким образом, что часто приходится жить вдали от дома. Как ваша семья относится к такому «кочевому» образу жизни?
- Для спортсмена главное - это его вторая половинка. Когда супруга понимает и вникает в жизнь спортсмена, тренера, то можно сказать, что спортсмену повезло. Спортсмену очень важно чувствовать, что дома его всегда ждет надежный тыл. Тогда и работа в радость. Мне, кстати, в этом плане очень повезло. Лариса не только понимает мою работу, но и по возможности старается как можно больше времени проводить со мной. Несмотря на свою занятость, она часто берет работу на «удаленку», и в этом году, например, она полгода прожила в Ульяновске, а полгода - дома, в Новосибирске.
В Ульяновске еще не все завершил
- Насколько я знаю, в это межсезонье у вас было предложение из клуба-медалиста минувшего чемпионата. Почему не согласились?
- Во-первых, у меня действующий контракт с «Волгой». Во-вторых, у меня есть еще незавершенные дела именно в ульяновской команде. В «Волге» есть ряд перспективных молодых игроков, которых бы мне хотелось вывести на определенный уровень. Мне эта работа очень интересна и хотелось бы довести начатое дело до конца.
- Неужели ни секунды не раздумывали над таким предложением? Не каждый день зовут в топ-клуб?
- Любой человек задумывается, когда ему поступают такие заманчивые предложения. Всегда интересно поработать в клубе, в котором созданы все условия для достижения высоких результатов. Почувствовать другой уровень. И мне знаком этот уровень. По работе с тем же «Кузбассом», когда за три года мы дважды завоевывали бронзовые и один раз серебряные медали чемпионата России. Но, повторюсь, у меня есть обязательства перед «Волгой», и я их выполню. А самое главное - я чувствую, что у молодых игроков ульяновской команды есть огромное желание развиваться. И моя задача - раскрыть их потенциал.
- В жизни любого спортсмена случаются если и не курьезные, то весьма запоминающиеся истории. Одна из таких у вас произошла в шведском Тролльхеттане. Не так ли?
- Что было, то было. А именно - финал первенства мира среди юниоров, где мы играли против хозяев - шведов. Во втором тайме мы вели 4:1. В этот момент лидер шведской команды не выдержал: бросил клюшку и на какое-время ушел в раздевалку. Вскоре мы заработали пенальти, но Павел Пожилов забить не смог. И тут буквально на ровном месте у нас пошли удаления, все оставшееся время матча мы играли в меньшинстве, порой у нас было на четверых игроков меньше. Шведы в итоге счет сравняли - 4:4. И тут началось самое «интересное». Судьи упорно не хотели давать финальный свисток. Кто-то из ребят специально засекал: мы сыграли 12(!) компенсированных минут и шведы все же забили пятый мяч. Кто знает, забей тогда Пожилов пенальти, может и не дошло до такой нервотрепки в концовке матча. Но спорт, как известно, не терпит сослагательных наклонений.
- Зато, несмотря на поражение, практически все ребята из той команды сейчас играют на высоком уровне.
- Действительно. Те ребята, в основном 1997 г.р., сейчас играют не только в клубах Суперлиги, но и доросли до уровня сборной России. Тогда за нашу команду играли: Валерий Ивкин, Владимир Каланчин, Павел Пожилов, Александр Баздырев, Семен Чупин, Евгений Филиппов, Егор Дашков, Николай Коньков, Дмитрий Барбаков, Вадим Русин, Степан Васюкович… вратари - Максим Блинков и Юрий Иванчиков. Но был и обратный пример. С ребятами 1998 г.р. мы буквально катком прошлись по всем соперникам на первенстве мира, завоевали золотые медали, а итоге всего несколько человек из той команды сейчас на слуху.
- В 65 лет не посещает чувство, что завершение тренерской карьеры не за горами?
- Я не чувствую своего возраста. Наоборот - с годами получаешь еще больше знаний, приобретаешь бесценный опыт. Мне интересна моя работа, моя профессия. Я буквально живу ей. И, конечно, хочется помочь «Волге» выйти на качественно иной уровень.

Максим Скворцов, газета "Чемпион"
Made on
Tilda