В Ульяновск со своей семьей он переехал трехлетним мальчишкой, увлекался бальными танцами, но в середине 90-х его мировоззрение резко поменялось. Увидев русский хоккей в исполнении «Волги», Максим Москвичев навсегда влюбился в этот вид спорта, а в 2000-х стал основным голкипером ульяновской команды. В новом же сезоне для 39-летнего хоккеиста приготовлена роль играющего тренера вратарей.
Для вратаря нет оптимального возраста
- Максим, сейчас вместе с «Волгой» тренируется 18-летний Кирилл Ванькин. Себя помнишь в этом возрасте?
- На тот момент я выиграл первенство страны в своей возрастной группе и получил приглашение в главную команду. В «Волге» тогда в воротах играли Олег Шубин и Владимир Щепалин, так что мне было у кого поучиться. Кроме того, пусть и за «Зоркий», но играл еще один ульяновский вратарь Андрей Анисимов. Что касается Ванькина, то Кирилл обладает всеми качествами, чтобы вырасти в классного голкипера, он хорошо зарекомендовал себя в матчах за молодежную команду. Надеюсь, у него все получится, и если ему представится шанс проявить себя в главной команде, воспользоваться им.
- На твой взгляд, какой оптимальный возраст для вратаря, чтобы начинать играть за главную команду?
- Такого возраста нет, все индивидуально. Так, например, когда мне было 18 лет, мои сверстники - Сергей Наумов и Роман Гейзель - уже играли за «Сибсельмаш» и «Кузбасс» соответственно. Здесь многое зависит от доверия тренерского штаба, и, повторюсь, как ты воспользуешься своим шансом сыграть за команду мастеров.
- Если в твое время в «Волге» были вратари с колоссальным опытом, то, при всем уважении к Ивану Силантьеву и Дмитрию Атаманюку, о них такого пока сказать нельзя. Это проблема для Ванькина?
- Абсолютно нет никакой проблемы. Во-первых, я для того и работаю в клубе, чтобы делиться с молодежью своим опытом. Во-вторых, Иван Силантьев и Дмитрий Атаманюк - это хорошие голкиперы, и у них, безусловно, есть чему поучиться. Это раньше все мы учились только на живом примере, потому что не имели возможности видеть игру других вратарей. Сейчас же времена поменялись, по интернету можно смотреть матчи чемпионатов России и Швеции. Я уж не говорю про чемпионаты мира или Кубка мира. Даже из трансляций молодым голкиперам можно много чего почерпнуть, было бы желание.
Курьезные ошибки есть у всех
- Есть ли главное качество, которым должен обладать вратарь?
- Спокойствие и хладнокровие. Ошибки допускают все вратари, но не каждый может быстро забыть эту ошибку. Не нужно пусть даже после грубой осечки зацикливаться на этом. Нужно стараться максимально абстрагироваться от этого, работать дальше и своей игрой помогать команде.
- А в твоей карьере случались курьезные ошибки?
- Если бы я сказал, что их не было – это было бы неправдой. Самый мой большой ляп случился в матче Кубка России против «Зоркого». Для выхода в следующий этап нам нужна была победа в той игре, и мы ее добились. Но тот ляп, который я допустил в той игре, никогда его не забуду. Даже не хочу говорить, что именно там произошло. Кто видел, тот поймет и рассмеется. Еще один курьезный случай произошел со мной в домашней игре, если не ошибаюсь, против братского «Металлурга». Помню: я хотел выбросить мяч далеко вперед на Александра Савельева, но попал мячом в спину игрока гостей, находившегося рядом, и мяч опустился мне за шиворот. Хотя мы тогда выиграли.
- В футболе хорошего вратаря принято считать половиной команды, но в детстве, когда все играют во дворе, в ворота, как правило, ставят того, кто играет хуже всех. Ты сам в детстве где играл?
- Не знаю, где это так принято - в ворота ставить того, кто плохо играет. В моем детстве такого не было. Хотя не скрою, что в футболе никогда не любил и не люблю играть в воротах. Мне нравится самому забивать. Скажу больше - я знаю немало примеров, когда нынешние полевые игроки Суперлиги за свою карьеру успели поиграть и в воротах. Самый яркий пример - Женя Леонов из Новосибирска. Помню, когда он играл за «Волгу» и на Новый год мы в шутку играли и меняли свои амплуа, он очень прилично смотрелся в воротах. Сразу было видно, что за его плечами приличная вратарская школа.
Увидел «Волгу» и пошел в хоккей
- Как же тебя угораздило стать вратарем?
- В хоккей с мячом я пришел достаточно поздно - почти в 14 лет, а до этого на протяжении семи лет занимался бальными танцами в «Счастливом детстве» у заслуженных деятелей искусства нашего региона Ольги и Евгения Корниловых. Кстати, та пластичность, которую мне дали танцы, здорово помогла мне в дальнейшей карьере. Конечно, сначала я хотел быть полевым игроком, но буквально через год закрепился в воротах, а вскоре выиграл первенство страны в Мулловке. Все произошло стремительно - буквально за три года. После чего получил приглашение в юношескую сборную России.
- Ты всегда говорил, что тебе нравились бальные танцы. Почему ушел из них?
- Когда в середине 90-х я попал на стадион «Труд» и увидел, сколько болельщиков приходят на «Волгу», я сразу же влюбился в хоккей с мячом. Не пропускал ни одной домашней игры нашей команды и вскоре записался в секцию по хоккею с мячом.
- Уже во взрослом хоккее, пусть даже на тренировке, никогда не упражнялся в пробитии пенальти?
- Чтобы на спор - скажем, сколько забью из пяти ударов, такого не было. Но не скрою, что у меня всегда было и есть желание сыграть в поле. И если вдруг понадобится моя помощь в двусторонней игре в качестве полевого игрока, то с удовольствием соглашусь.
Папа - мой самый преданный болельщик
- За свою карьеру ты видел в деле немало вратарей. Кто для тебя всегда был главным ориентиром?
- Вячеслав Рябов. Он был ориентиром не только для меня. За ним многие тянулись и хотели играть, как он. Мне всегда импонировала старая русская вратарская школа, когда вратари не в шпагате отбивали мячи, а старались руками ловить. Чтобы избежать лишних отскоков. Сейчас такое можно встретить все реже и реже, но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что и хоккей сильно изменился. Современный хоккей стал более динамичным, ударов наносится гораздо больше, чем раньше. Тем самым и работа вратарей стала более интенсивной. Сейчас даже заведомый аутсайдер свои 4-5 голевых момента за игру имеет. А классный вратарь тем и хорош, что должен играть стабильно и не допускать ошибок. Даже если ты много выручал свою команду на протяжении всего матча, но при этом где-то ошибся, все запомнят именно твою ошибку. Нужно уметь играть хорошо не в отдельных матчах, а не допускать откровенно провальных игр.
- У тебя есть самый памятный матч?
- Мы играли его совсем недавно, буквально пару лет назад – дома против «Байкал-Энергии». При счете 1:3 меня выпустили на поле, потом вели в счете 5:3 и в итоге не удержали победу - 7:7. Жаль, конечно, что не победили, но тот матч все равно запомнился. Добавлял ему принципиальности и тот факт, что за иркутскую команду тогда играло немало бывших игроков «Волги».
- Твой самый преданный болельщик на домашних матчах?
- Мой папа. В следующем году ему исполнится 83 года, и он не пропускает ни одной домашней игры «Волги». Независимо от того, играю я или нет.
Всегда подстегивало, что сравнивают с Дасаевым
- У тебя был самый трудный период в карьере?
- Хоккей - это работа, и трудный период в карьере напрямую зависит от финансового положения в команде или регионе. Так, очень непростой период был в «Волге» в так называемом шведском сезоне, хотя команда у нас подобралась очень хорошая. Были большие задержки по зарплате, и в какой-то момент даже не было уверенности в завтрашнем дне - будет ли «Волга»? И в том сезоне не мы одни испытывали такие трудности. Но благодаря руководству нашего региона во главе с губернатором хоккей с мячом в Ульяновской области удалось не просто сохранить, но и построить потом крытую арену.
- У тебя прозвище Дасай. Не помнишь, кто первым стал так тебя называть?
- Это прозвище закрепилось со мной еще со двора. Когда мне было лет десять, я попросился сыграть в воротах в хоккей с шайбой со взрослыми ребятами. И когда отбил очередной бросок, кто-то сказал: «Да это Дасаев в воротах». Потом стали просто называть - Дасай. Помню, как-то вместе с «Волгой» в Шереметьево ждали своего рейса, ко мне подошел Денис Цыцаров и сказал: «Макс, ты что здесь сидишь? Здесь же Ринат Дасаев совсем рядом, иди сфотографируйся вместе». Эта фотография до сих пор хранится у моих родителей. В силу своего возраста я, конечно, не застал игру Рината Дасаева, но я прекрасно представляю, что это за величина, и меня всегда подстегивало, что меня сравнивали с ним.
- Тяжело осознавать, что карьера игрока заканчивается, или же с годами подготавливаешь себя к этому?
- Лет пять назад из интернета, не помню, из какого СМИ, я как-то узнал, что «заканчиваю» карьеру. Мне даже люди со всей страны звонили, интересовались. Тогда мне это было смешно слышать. Сейчас? С каждым годом ты все равно все больше осознаешь, что наступит такой момент, когда ты снимешь перчатки и уже не наденешь. Но пока я стараюсь об этом не думать. Вот когда уже закончу карьеру, тогда может и смогу ответить на этот вопрос - насколько это тяжело.
Сегодня я еще в строю, хотя прекрасно понимаю, что настала пора давать дорогу молодым. Дай бог, что все наши вратари «Волги» заявили бы о себе как можно раньше, а их карьера длилась бы как можно дольше.
Беседовал Максим СКВОРЦОВ
Газета "Чемпион", август 2020 года
Для вратаря нет оптимального возраста
- Максим, сейчас вместе с «Волгой» тренируется 18-летний Кирилл Ванькин. Себя помнишь в этом возрасте?
- На тот момент я выиграл первенство страны в своей возрастной группе и получил приглашение в главную команду. В «Волге» тогда в воротах играли Олег Шубин и Владимир Щепалин, так что мне было у кого поучиться. Кроме того, пусть и за «Зоркий», но играл еще один ульяновский вратарь Андрей Анисимов. Что касается Ванькина, то Кирилл обладает всеми качествами, чтобы вырасти в классного голкипера, он хорошо зарекомендовал себя в матчах за молодежную команду. Надеюсь, у него все получится, и если ему представится шанс проявить себя в главной команде, воспользоваться им.
- На твой взгляд, какой оптимальный возраст для вратаря, чтобы начинать играть за главную команду?
- Такого возраста нет, все индивидуально. Так, например, когда мне было 18 лет, мои сверстники - Сергей Наумов и Роман Гейзель - уже играли за «Сибсельмаш» и «Кузбасс» соответственно. Здесь многое зависит от доверия тренерского штаба, и, повторюсь, как ты воспользуешься своим шансом сыграть за команду мастеров.
- Если в твое время в «Волге» были вратари с колоссальным опытом, то, при всем уважении к Ивану Силантьеву и Дмитрию Атаманюку, о них такого пока сказать нельзя. Это проблема для Ванькина?
- Абсолютно нет никакой проблемы. Во-первых, я для того и работаю в клубе, чтобы делиться с молодежью своим опытом. Во-вторых, Иван Силантьев и Дмитрий Атаманюк - это хорошие голкиперы, и у них, безусловно, есть чему поучиться. Это раньше все мы учились только на живом примере, потому что не имели возможности видеть игру других вратарей. Сейчас же времена поменялись, по интернету можно смотреть матчи чемпионатов России и Швеции. Я уж не говорю про чемпионаты мира или Кубка мира. Даже из трансляций молодым голкиперам можно много чего почерпнуть, было бы желание.
Курьезные ошибки есть у всех
- Есть ли главное качество, которым должен обладать вратарь?
- Спокойствие и хладнокровие. Ошибки допускают все вратари, но не каждый может быстро забыть эту ошибку. Не нужно пусть даже после грубой осечки зацикливаться на этом. Нужно стараться максимально абстрагироваться от этого, работать дальше и своей игрой помогать команде.
- А в твоей карьере случались курьезные ошибки?
- Если бы я сказал, что их не было – это было бы неправдой. Самый мой большой ляп случился в матче Кубка России против «Зоркого». Для выхода в следующий этап нам нужна была победа в той игре, и мы ее добились. Но тот ляп, который я допустил в той игре, никогда его не забуду. Даже не хочу говорить, что именно там произошло. Кто видел, тот поймет и рассмеется. Еще один курьезный случай произошел со мной в домашней игре, если не ошибаюсь, против братского «Металлурга». Помню: я хотел выбросить мяч далеко вперед на Александра Савельева, но попал мячом в спину игрока гостей, находившегося рядом, и мяч опустился мне за шиворот. Хотя мы тогда выиграли.
- В футболе хорошего вратаря принято считать половиной команды, но в детстве, когда все играют во дворе, в ворота, как правило, ставят того, кто играет хуже всех. Ты сам в детстве где играл?
- Не знаю, где это так принято - в ворота ставить того, кто плохо играет. В моем детстве такого не было. Хотя не скрою, что в футболе никогда не любил и не люблю играть в воротах. Мне нравится самому забивать. Скажу больше - я знаю немало примеров, когда нынешние полевые игроки Суперлиги за свою карьеру успели поиграть и в воротах. Самый яркий пример - Женя Леонов из Новосибирска. Помню, когда он играл за «Волгу» и на Новый год мы в шутку играли и меняли свои амплуа, он очень прилично смотрелся в воротах. Сразу было видно, что за его плечами приличная вратарская школа.
Увидел «Волгу» и пошел в хоккей
- Как же тебя угораздило стать вратарем?
- В хоккей с мячом я пришел достаточно поздно - почти в 14 лет, а до этого на протяжении семи лет занимался бальными танцами в «Счастливом детстве» у заслуженных деятелей искусства нашего региона Ольги и Евгения Корниловых. Кстати, та пластичность, которую мне дали танцы, здорово помогла мне в дальнейшей карьере. Конечно, сначала я хотел быть полевым игроком, но буквально через год закрепился в воротах, а вскоре выиграл первенство страны в Мулловке. Все произошло стремительно - буквально за три года. После чего получил приглашение в юношескую сборную России.
- Ты всегда говорил, что тебе нравились бальные танцы. Почему ушел из них?
- Когда в середине 90-х я попал на стадион «Труд» и увидел, сколько болельщиков приходят на «Волгу», я сразу же влюбился в хоккей с мячом. Не пропускал ни одной домашней игры нашей команды и вскоре записался в секцию по хоккею с мячом.
- Уже во взрослом хоккее, пусть даже на тренировке, никогда не упражнялся в пробитии пенальти?
- Чтобы на спор - скажем, сколько забью из пяти ударов, такого не было. Но не скрою, что у меня всегда было и есть желание сыграть в поле. И если вдруг понадобится моя помощь в двусторонней игре в качестве полевого игрока, то с удовольствием соглашусь.
Папа - мой самый преданный болельщик
- За свою карьеру ты видел в деле немало вратарей. Кто для тебя всегда был главным ориентиром?
- Вячеслав Рябов. Он был ориентиром не только для меня. За ним многие тянулись и хотели играть, как он. Мне всегда импонировала старая русская вратарская школа, когда вратари не в шпагате отбивали мячи, а старались руками ловить. Чтобы избежать лишних отскоков. Сейчас такое можно встретить все реже и реже, но, с другой стороны, я прекрасно понимаю, что и хоккей сильно изменился. Современный хоккей стал более динамичным, ударов наносится гораздо больше, чем раньше. Тем самым и работа вратарей стала более интенсивной. Сейчас даже заведомый аутсайдер свои 4-5 голевых момента за игру имеет. А классный вратарь тем и хорош, что должен играть стабильно и не допускать ошибок. Даже если ты много выручал свою команду на протяжении всего матча, но при этом где-то ошибся, все запомнят именно твою ошибку. Нужно уметь играть хорошо не в отдельных матчах, а не допускать откровенно провальных игр.
- У тебя есть самый памятный матч?
- Мы играли его совсем недавно, буквально пару лет назад – дома против «Байкал-Энергии». При счете 1:3 меня выпустили на поле, потом вели в счете 5:3 и в итоге не удержали победу - 7:7. Жаль, конечно, что не победили, но тот матч все равно запомнился. Добавлял ему принципиальности и тот факт, что за иркутскую команду тогда играло немало бывших игроков «Волги».
- Твой самый преданный болельщик на домашних матчах?
- Мой папа. В следующем году ему исполнится 83 года, и он не пропускает ни одной домашней игры «Волги». Независимо от того, играю я или нет.
Всегда подстегивало, что сравнивают с Дасаевым
- У тебя был самый трудный период в карьере?
- Хоккей - это работа, и трудный период в карьере напрямую зависит от финансового положения в команде или регионе. Так, очень непростой период был в «Волге» в так называемом шведском сезоне, хотя команда у нас подобралась очень хорошая. Были большие задержки по зарплате, и в какой-то момент даже не было уверенности в завтрашнем дне - будет ли «Волга»? И в том сезоне не мы одни испытывали такие трудности. Но благодаря руководству нашего региона во главе с губернатором хоккей с мячом в Ульяновской области удалось не просто сохранить, но и построить потом крытую арену.
- У тебя прозвище Дасай. Не помнишь, кто первым стал так тебя называть?
- Это прозвище закрепилось со мной еще со двора. Когда мне было лет десять, я попросился сыграть в воротах в хоккей с шайбой со взрослыми ребятами. И когда отбил очередной бросок, кто-то сказал: «Да это Дасаев в воротах». Потом стали просто называть - Дасай. Помню, как-то вместе с «Волгой» в Шереметьево ждали своего рейса, ко мне подошел Денис Цыцаров и сказал: «Макс, ты что здесь сидишь? Здесь же Ринат Дасаев совсем рядом, иди сфотографируйся вместе». Эта фотография до сих пор хранится у моих родителей. В силу своего возраста я, конечно, не застал игру Рината Дасаева, но я прекрасно представляю, что это за величина, и меня всегда подстегивало, что меня сравнивали с ним.
- Тяжело осознавать, что карьера игрока заканчивается, или же с годами подготавливаешь себя к этому?
- Лет пять назад из интернета, не помню, из какого СМИ, я как-то узнал, что «заканчиваю» карьеру. Мне даже люди со всей страны звонили, интересовались. Тогда мне это было смешно слышать. Сейчас? С каждым годом ты все равно все больше осознаешь, что наступит такой момент, когда ты снимешь перчатки и уже не наденешь. Но пока я стараюсь об этом не думать. Вот когда уже закончу карьеру, тогда может и смогу ответить на этот вопрос - насколько это тяжело.
Сегодня я еще в строю, хотя прекрасно понимаю, что настала пора давать дорогу молодым. Дай бог, что все наши вратари «Волги» заявили бы о себе как можно раньше, а их карьера длилась бы как можно дольше.
Беседовал Максим СКВОРЦОВ
Газета "Чемпион", август 2020 года